Определение необходимой заправки самолета топливом
Данный расчет производится для определения, сколько нужно залить в баки самолета топлива Гп, чтобы выполнить полет на заданную дальность, и по формулам (16) и (15) узнать стоимость топлива. При этом должны быть известны профиль и скорость полета самолета.
Расчет сводится к определению расхода топлива на. взлете и наборе высоты Гн (с момента взлета до выхода самолета на заданный режим горизонтального полета), в горизонтальном полете Гг. п, при планировании Гпл, а также к суммированию всех вспомогательных расходов и учету гарантийного запаса Гг. 3 и невырабатываемого WueB остатка топлива:
Гп = Га + Гн + Гпл + Гкр + Гнев +
+ Гг. з+ Ггл1. (27)
Расход топлива, исключая расход в горизонтальном полете Гг. п, определяется по данным инструкции. Количество топлива, расходуемое в горизонтальном полете, очевидно, равно
где £<7к/ — средние километровые расходы топлива
на маршруте (по участкам);
Мг. щ — длина отдельных участков маршрута.
Так как ALr. П/ известно, остается найти километровый расход топлива на участках. Чтобы его определить при помощи сеток (таблиц) или обобщенных характеристик, нужно знать высоту, скорость полета, а также средний полетный вес самолета. Первые два параметра известны из задания, средние же веса на участках маршрута нужно подсчитывать.
Расчет рекомендуется начинать с определения веса самолета после посадки (так называемого его постоянного веса):
Ппоот Gny0T ~b GeK + Гз + ГНев + Гг.8, (28)
где Г"—расход топлива на земле после посадки.
Теперь можно найти конечный вес самолета планированием):
Затем, считая, что средний полетный вес самолета на последнем участке маршрута мало отличается от конечного, обычным порядком находится километровый расход топлива, соответствующий заданным высоте Яр и скорости по прибору 1/приб и найденному значению полетного веса самолета. Расход топлива на рассматриваемом (последнем) участке маршрута определится как произведение километрового расхода топлива на протяженность участка, т. е.
А ^г.1тКон — <7ккон ALr. nK0H-
В случае необходимости следует прибегнуть ко вто-
W ■ тт
рому приближению, взяв за средний вес GK0H + — кон.
2
Вес самолета в начале предпоследнего участка будет равен
^Ппред “ ^коя + А^Г. ПК0Н*
Пользуясь прежним приемом, по этому весу, скорости и высоте полета, заданным на предпоследнем участке, можно определить километровый расход, а затем и расход топлива на предпоследнем участке и т. д. Последним определяется расход топлива на первом участке полета. После этого суммируются расходы в горизонтальном полете и определяется потребная заправка самолета топливом:
Wu = ЕД WT. ni + WB + W* + WnJl + №кр + И7нев + ^г. з.
В отдельных случаях на основе опыта предыдущих полетов можно ориентировочно, стремясь к небольшому завышению, определить заправку самолета топливом, а затем произвести проверочный расчет дальности полета. По излишнему количеству топлива, найденному в результате расчета, можно оценить, насколько завышен расход топлива, и определить (помимо излишнего) количество топлива, которое нужно еще слить. Эта задача сводится к отысканию поправки к расходам топлива при изменении полетного веса самолета за счет внутренних грузов.
Если самолет снабжается подвесным»! биКйМИ, ТО GI0 вес и лобовое сопротивление будут другими, ЧТО, ВСТО» ственно, приведет к увеличению километровых рИСХО* дов топлива. Графики на рис. 6.5 дают представление об увеличении километрового расхода топлива при полете на режимах наибольшей дальности полетов самолетов с одним двигателем и подвесными баками.
Рис. 6.5. Влияние подвесных баков самолета на километровый расход топлива (варианты 1, 2,3) |
ч
При расчете дальности определяют путь, который пройдет самолет за время выработки топлива из подвесных баков. Если после выработки топлива баки будут сброшены, то далее ведется расчет, как для самолета без подвесных баков.
Можно поступить и так: полагать, что весь полет — происходит с подвесными баками, а после внести поправку (увеличить дальность).